понедельник, 20 сентября 2010 г.

Ахен. Часть 1. Институт Лазерной Техники.






В Германию мы прилетели в аэропорт Дюссельдорфа. На первый взгляд аэропорт Дюссельдорфа небольшой и тихий: сотни самолетов на стоянке не видно, ничего каждую минуту не взлетает и не садится, паспортный контроль без очередей и шустрый. Но на деле он куда крупнее Домодедово. Одних только багажных лент, как видно, под 20 штук. Тянутся вдаль, насколько хватает глаз. Вот и наш багаж, на втором пути.





Аэропорт лежит вдоль дороги длинной порезанной сосиской, между терминалами постоянно ездят вагончики. Тут и можно увидеть со стороны все его многоуровневые автостоянки, ангары, такси и автобусы. На трамвайчике мы накатались. Ибо должны были ехать из аэропорта на скоростном поезде прямо в Ахен. Но терминал с поездами нашли пустым. В справочной на другом конце аэропорта, куда мы прибежали в легкой панике, нам сказали, про недавно случилась буря, и оборвало провода. Едьте на центральный вокзал, может быть, там сядете на поезд.













Мы забились с чемоданами в автобус и поехали пытать счастья на вокзал под ошарашенные взгляды немцев, которые пытались влезть в наш переполненный автобус на остановках. Часть автобусов ходит не с электронным табло, а с мониторами, где указаны ближайшие остановки.









Вот и центральный вокзал. Они во всех городах зовутся просто Hauptbahnhof — «главный дорожный двор», располагаются в центре и хорошо заметны.





Встали в очередь к информационным стойкам, чтобы узнать, как же нам добираться.





Пока группенфюрер отстаивал очередь, можно было немного оглядеться.





«На велосипеде» такое же состояние немца как «есть» или «спать». Велосипедистов в Германии море. В городах под велосипеды выделены специальные дорожки. Где-то на проезжей части, где-то на пешеходной. Частенько на прогулках мы слышали за спиной нетерпеливое треньканье, когда шли, как нам казалось, спокойно по пешеходной части и, раззявив рот, заходили за линию к велосипедистам. Велосипед это полноценный транспорт, поэтому есть даже специальные дорожные знаки, что тут на велосипеде проехать можно, а тут нельзя. В поездах под велосипеды в вагонах выделены места, платят за них как за людей, иначе штрафуют как за людей-зайцев на 40 евро.









Но возвращаемся на вокзал. Нам сильно повезло, наша очередь спросить «А где? А как?» подошла за пять минут до отправления поезда на Ахен, и, узнав это, мы опять побежали.





Из-за шторма, вызвавшем перебои, поезд был забит, люди стояли у дверей и сидели на лестнице. Поезд был самый простой и медленный, Regio DB, типа местный. Но двухэтажный, с разбиением на классы. В первом есть кондиционер и покомфортнее, во втором пожарче и попроще. На наш же российский взгляд оба класса супер. Но тогда про классы мы еще ничего не знали, поэтому часть студентов поднялась наверх в первый класс с серьезными мужчинами в костюмах и с дипломатами и стояла между кресел. Пассажиры при этом не подавали виду, что мы залезли не туда.





В Кельне сделали пересадку на другой поезд. Все на бегу, поэтому здоровенный собор, который вечно достраивают, увидели только мельком. Стыковки сделаны фантастически, не нужно ждать. Приезжаешь на автобусе на вокзал — через пять минут отходит поезд, приехал на станцию на поезде — через пять минут отходит автобус. Если ориентируешься, очень удобно и быстро.





В этом поезде, кстати, зашел контролер. Ходят они регулярно. Мы же ехали зайцами, поскольку билеты у нас были на отмененный из-за погоды поезд, а на новые купить не было времени. Но контролер только взглянул на нас, сбившихся с сумками, усмехнулся и прошел мимо. Как нам сказали, при природных катаклизмах они становятся мягче.



Вот мы и В Ахене.













Находится он на самом западе Германии, недалеко от Нидерландов и Бельгии. Народ туда на велосипедах в магазины ездит, когда в Германии те закрываются по выходным.


Карта





Карта




Уже вечерело и хотелось есть. Поскольку перехватить в хостеле еды в необеденное время нереально, в ожидании встречающей нас на месте Ларисы мы на полчаса разбрелись по окрестным ресторанчикам. Когда собрались у вокзала, уже сильно стемнело.









На следующий день поехали смотреть Институт Лазерной Техники общества Фраунгофера. За городом рядом находятся институты и кампус местного университета. Работают совместно. Примерно как у нас в Новосибирске.





Рядом высятся редкие ветряки. Вырабатываемая им электроэнергия дороже, чем от сжигания топлива. Но правительство поощряет их строительство по стране, выкупая генерируемое электричество, потому что это экологично.





Машин в Германии много самых разных. Еще не раз нам встретятся красивые и чистые машины.





Вот и здание интересующего нас института ИЛТ.





По плану здесь мы рассказывали про то, чем мы занимаемся у себя в ИЯФе, а принимающая сторона рассказывала про свою работу и устраивала экскурсию. Последняя проверка на крыльце, что все подготовлено, презентации на месте.





Институт с обалденным стеклянным фасадом и крышей.





Так что внутри очень солнечно и здорово. Растут настоящие большие деревья.





Стёкла моет специальный человек, разъезжающий на такой машине.





В институте есть внутренние дворики.





При входе в институт стоит стойка с обеззараживающим раствором. Поставили на волне паники от свиного гриппа. Брызгает быстросохнущей и сильнопахнущей спиртом жидкостью.





В холле висит вырезанный из металла при помощи лазера ключ.





При нас народ посиживал на солнышке у кафетерия с ароматным кофе. Вид на раздачу кафетерия был прямо из конференц-зала. Что все больше отвлекало от докладов местных ученых, чем ближе становилось время обеда. Закрытие двери спасло от видений горячей еды, но не от соблазнительного звона посуды.





Лариса Юшкина, выпускница нашей кафедры. Теперь живет в Германии, работает в ИЛТ. Организовала научную и культурную программу в Ахене.





Студенты из НГТУ волнуются за свое выступление и повторяют заготовленную речь.





Группенфюрер рассказывает немцам про НГУ и физфак.





Затем пошли мы со своей работой в ИЯФе. Коллеги Ларисы слушали со всем вниманием. Но мы им потом отплатили тем же. У Ларисы в группе, кстати, парочка русских аспирантов. Один из России, другой с Украины, так что на английском слушать пришлось немного.





Наконец, все закончилось и мы пошли в столовую. Виды в местечке преотличные.





На землях институтов и кампуса университета пасуться овцы. Если сдавать землю фермерам в аренду, то можно получить налоговые льготы. Институты этим пользуются.









За полями уже Голландия.





Трудно поверить, но это больница. Серьезный медцентр «Университетская клиника Ахена». Построили больницу в 70-х, и вскоре оказалось, что вентиляцию рассчитали плохо, она не справляется. Тогда нагородили по всему фасаду такие трубы в духе Центра Помпиду.





Думаете знак для пешеходов? А вот и нет. Предупреждают велосипедистов о лестнице впереди.





Университетская столовая, похожая на ангар. Лучшая столовая из виденных. Громадный выбор блюд: от фасфуда до вегетарианского меню. И привычные для институтских столовых в Германии в среднем 6 евро за обед.









Можно выйти сесть на улицу, подышать воздухом и полюбоваться на пруд.





Автомат для приема бутылок. На этикетках бутылок стоит специальный знак, что ее можно сдать в автомат и получить чек на 20 евроцентов. Потом в супермаркетах можно использовать чек при оплате. Этот автомат принимает небольшие бутылки. На вокзалах стоят атоматы, принимающие полуторалитровые бутылки. Но если и там не удалось сдать, можно дойти до специального пункта, где берут бутылки без значков.





Вход в университетскую столовую. Пообедав, мы отправились на экскурсию по институту.





В коридорах чисто и аккуратно. Двери на этажи и в кабинеты все зачипованы, кто попало не зайдет.





На дверях полно предупреждений о лазерном излучении, о необходимости надевать защитные очки, об опасности работы с кардиостимуляторами. Это не значит, что там очень опасно, это значит, что имеет место серьезный немецкий подход.






При входе в лазерные лаборатории стеллажи с защитными очками.





Раздевалка при входе в чистую комнату. В комнате необходимо поддерживать определенный уровень чистоты для работы с материалами, поэтому здесь люди меняют обувь и надевают сверху белые костюмы. Кстати о раздевалках. В институте есть раздевалка и душ, так что сотрудники могут прибегать или приезжать на велосипедах на работу, принимать душ и переодеваться и идти с комфортом заниматься наукой.





Показывают аппарат по обработке поверхностей. В нем горит плазменный разряд. Но нас этим не удивишь.





На бочке с вакуумной откачкой примостился бульдозер.





Секретное изобретение немецких ученых. Нанолопатка для мусора.





С интернетом в ахене и вообще Германии было плохо. В хостеле за него брали деньги, беспроводной в институте был только для сотрудников. Поэтому в офисах наших экскурсоводов народ ринулся к компам проверять почту и вконтакт. Но не тут-то было. Клавиатуры только с латиницей, да еще буквы z и y переставлены местами. Поэтому те, у кого были пароли кириллицей, заходили, поглядывая на клавиатуру захваченных с собой ноутбуков.





Общий принтер стоит в специальной комнатке. Видимо, боятся озона.





После того, как все насиделись в интернете и напились воды из бойлера, мы пошли на автобус в город. По пути прошли стоянку великов у института, одну из многих. Велики в Германии к ограждениям не пристегивают, тросиком просто блокируют одно из колес от вращения и оставляют велосипед на подножке или даже валяться. Но дорогие велосипеды, бывает, крадут, поэтому их заводят в помещения.





Еще один прудик на территории кампуса.





Рассказ про старый Ахен будет в следующий раз.

Комментариев нет:

Отправить комментарий