понедельник, 12 марта 2012 г.

Льеж

liege-12



Ахен лежит на самом западе Германии, в велосипедной доступности от Нидерландов и Бельгии. После поездки в Маастрихт Ахен вовсе выглядит по стилю больше голландским городом, чем немецким. Поскольку границы между странами условные, здесь действует так называемый «евробилет», по которому можно целый день ездить на поездах и автобусах в приграничных регионах Германии, Бельгии и Нидерландов: рядом с Ахеном (включая Юлих), в голландской провинции Лимбург и в бельгийских провинциях Лимбург и Льеж. Евробилет очень клевая штука, на выходных за 16 евро на двоих можно просто укататься по довольной большой области. Для сравнения, одна поездка Юлих — Кёльн обойдется в весомые 12 евро.

Однако в плане туризма на евробилете все же далеко не уедешь, из доступных приграничных городов только голландский Маастрихт и бельгийский Льеж на слуху и представляют какой-никакой интерес. Но и на том спасибо.

Пару недель назад мы скатались в Маастрихт, где нам очень понравилось — час на автобусе и ты в другой стране со своими особенностями. Теперь настала очередь Льежа.

До Льежа мы добирались от Ахена на поезде из двух вагончиков, который после немецких поездов по-настоящему шокировал. Немецкие поезда чистые, современные, светлые, тихие и быстрые. Этот же был чумазый старичок, в потеках и росписях. Внутри него было темно, стояли порезаные диванчики из козжама неопределенного цвета, отделка была из давно немытого алюминия (как в старых советских магазинах), пахло чем-то очень застарелым, а стены словно впитали сигаретный дым. мы даже спросили внутри: «Что, вот это вот едет на Льеж?» Ага! Но деваться было некуда. Поезд был бельгийский, и вместо немецких проводников с «Гутен таг» и «Данке» здесь ходили франкоговорящие проводники в серых ливреях и фуражках с «Бонжур» и «Силь ву пле».

Льеж лежит на юге Бельгии. Пол Бельгии к югу это Валлония, там говорят на французском, остальные полстраны на севере это Фландрия, и там в ходу разновидность голландского языка. Раньше Валлония была промышленным центром с развитой металлургией и угледобычей, тогда как за Фландрией оставалась высокая культура, но после упадка промышленности Валлония стала считаться отсталым регионом, зависящим от дотаций из Фландрии. Вроде бы сейчас она пытается выкарабкаться за счет туризма, но особых успехов мы не заметили.

Вообще, очень заметна смена немецких земель бельгийскими. На равном месте вдруг начинаются тоннели один за другим, в просветах между которыми видны старые потемневшие дома, старые серые вокзалы и тощие грязные коровы. Если в Германии все о-очень аккуратно, всюду новенькие таблички, груз на фабриках лежит по линеечке, и нет ни одного разбитого окна, то в Бельгии все выглядит очень запущенным, оставленным лет 50 назад без присмотра.

liege-1


Главный вокзал Льежа Guillemins (это что-то вроде «Гийома» — вот она засада французского языка, прочитать местные названия без подготовки правильно совершенно невозможно. В немецком языке запомнил пару-тройку простых правил и ты уже умеешь читать все.) был недавно перестроен, и теперь весь из себя футуристичный. Хотя на мой взгляд, легкости и воздушности добиться не удалось, и в голову сразу приходит мысль «эти железяки наверняка очень много весят».

liege-2


Ниже под путями в потемках расположены справочный центр и пара кафешек.

liege-3

liege-4


С информацией на вокзале неважно, минимум стендов, подслеповатые ЖК-табло и совершенно неразборчивая бубнежка из редких динамиков. Да еще информация на плакатах не совпадает с информацией на табло. Не сверился — и вот твой поезд уехал без тебя. В Германии о внезапном переносе поезда на другой путь сообщат даже мертвому и несколько раз.

liege-5


Главный вокзал расположен далеко от центра города, и до туда нужно было идти минут 30. И тут мы впервые столкнулись с тем, что у бельгийцев свой путь развития туризма. Туристического центра рядом с вокзалом нет, стенда с картой нет, указателей направления на центр тоже нет. Аааа! Хорошо, что взяли с собой распечатку карты, но и то не сразу нашли, куда идти и как идти. Рядом с вокзалом запутанные автобусные остановки, на которых еще один сюрприз — может не оказаться перехода в нужном направлении и приходится возращаться обратно и делать крюк.

И пока мы топали к центру, наше впечатление от города только ухудшалось. Беспорядочная планировка, грязные улицы, многое перерыто, разнокалиберные грязные дома, магазины не стремятся украсить свои витрины, многое закрыто и пустынно. Ощущение бардака усиливали разъезжающие по городу автобусы, которые почему-то имели такой же желто-красный цвет, как и многочисленные строительные ограждения.

Язык везде французский. Иногда понятно без слов.

liege-6


Но чаще всего содержание надписей оставалось туманным.

liege-7

liege-8


Хотя были и такие вывески. Не помню, чтобы где-то в России писали «продукты питания» вместо «продукты», но стиль определенно наш — будто в Ворде делали вывеску.

liege-9


Наш путь в центр был довольно извилистым. В поисках ближайшего туристического центра, на который указывали таблички, дважды обошли квартал, но так ничего найти не смогли. Турцентры это отличная штука, там обычно можно разжиться бесплатной картой центра города, где показаны все стоящие места. А со стоящими местами был напряг, в процессе интернет-подготовки путеводителями предлагалось посетить в Льеже только пару невнятных дворцов и церквей.

Вот самый центр. Там до сих пор стоит елка. Но зато на дворце уже висит плакат о грядущей в июле гонке Тур-де-Франс, стартующей в Льеже. Рядом, наконец, нашелся турцентр. Большая стеклянная дверь в турцентр была оригинально замазана краской, так с улицы было непонятно, есть ли там кто живой. Вот такая вот открытость.

liege-14


Посмотреть в центре особенно нечего. Площадь в окружении торговых комплексов.

liege-10

liege-11


Белая с синими полосками это полицейская машина. В городе они совершенно незаметны. Слева в серой будке с желтой полосой можно купить автобусные билеты, совсем как в Москве.

liege-13


В плотной городской застройке снесли дом. Чтобы соседние не сложились набок, в щербину вставили распорки.

liege-15


Через Льеж протекает река Маас. Набережная прямо соседствует с оживленной автодорогой, поэтому на ней неуютно.

liege-16


В Льеже мы ждали магазины бельгийского шоколада на каждом шагу, бары с темным бельгийским пивом и настоящую бельгийскую картошку фри на улицах, заменяющую здесь немецкие сосиски. Ну и архитектуру какую-нибудь. Ничего этого мы не увидели. Была пара крошечных картошечных кафешек, совершенно затерянных среди многочисленных дёнерных (шаурмячных). Зато были темные грязные улицы с запахом туалета и очень много негров. Здесь я впервые увидел улицы с парикмахерскими только для негров, где негры неграм заплетали косички и делали дикие прически.

liege-17

liege-18


Памятники старины выглядят действительно старыми. В Германии они часто словно вчера были построены, настолько они отреставрированные.

liege-19


Кроме лестницы в 400 ступенек, ведущей к цитадели на холме, Льежу похвастать нечем.

liege-20


Лестница выглядит страшновато, но на деле оказывается совсем не убийцей.

liege-21

liege-22

liege-23


Переменная этажность в домах ого-го.

liege-24


На самом вверху стояла тяжелая скамейка с надписью «продается».

liege-25


Вид на город. Глазу не за что зацепиться.

liege-26


На холме район в стиле английских рабочих кварталов — длинный ряд унылых кирпичных домов.

liege-27


Вот такая вот ситуация с Западной Европой в бельгийском варианте.

liege-28


Вернуться назад в Германию на светлый чистый вокзал было очень приятно. После Бельгии мойка для фруктов с бумажными полотенцами на вокзале выглядела пришельцем из космоса.

liege-29