четверг, 11 июля 2013 г.

Ро-ро-роттердам. Нидерланды



В нашем погружении в южную Голландию, которое постепенно проступает на этих страницах, мы жили в Роттердаме. Это второй по величине город в стране, и к населению там прилагается хорошее транспортное сообщение. Хотя эта область Нидерландов, которую на мой взгляд правильнее было бы назвать западной, оставив юг Маастрихту, такая компактная и сконцентрированная, что для базирования сошел бы любой город приличной с железнодорожной станцией. Южная Голландия это как раз все то, что мы знаем про Нидерланды: тюльпаны, сыр, мельницы, каналы, польдеры и море. И расположено все это богатство на сущем пятачке. Смотрите сами, от Роттердама до Дельфта 10 км, до Гауды 15 км, до Гааги 20 км, до Лейдена 20 км, до цветочного парка Кёкенхоф 40 км, чуть дальше до Амстердама — 50 км, и до Утрехта 50 км. Все лежит в пределах получаса-часа езды. Фантастика, сколько там всего есть.

Ну а Роттердам в Южной Голландии ответственен за современную архитектуру. Спасибо нужно сказать немцам, которые захватывали Нидерланды аж 4 дня вместо запланированного одного и от злости бомбанули Роттердам на отличненько, спалив весь центр.

Голландцы в современной архитектуре на мой взгляд вообще главные специалисты в мире, такие удивительные и приятные штуки им удается строить. А сами же Нидерланды прекраснейший пример страны, чьи богатство и слава созданы тяжелым постоянным трудом. Вот право они не хуже Японии! А может быть и лучше, потому что при всем при том голландцам удается не заморачиваться и оставаться необыкновенно позитивными и любящими жизнь.


Роттердам совсем не похож на Амстердам, там мало старых зданий, мало каналов, но много небоскребов с выдумкой и широкие улицы. Тем не менее одно общее у них есть, это совершенно безумный трафик. Голландцы обожают хвастаться, как грамотно у них устроена транспортная инфраструктура. Ютьюб забит роликами, где превозносятся велосипедные дорожки, островки безопасности, поднятие тротуара и умные фазы светофора. Выдумка доходит до того, что сейчас голландцы вводят новую ни на что не похожую систему обозначения скоростного режима на дороге при помощи различных полосок и цветов прямо на дорожном полотне. Но вот на деле крупные голландские дороги и перекрестки это просто мрак. Особенно перекрестки. Там огромное количество знаков, указателей, пиктограм на асфальте, столбов и светофоров. И на таком визуально перегруженном перекрестке еще постоянно кто-то едет, не велосипедисты так трамвай, не трамвай так автобус, не автобус так машины. Пешеход там ну точно лишний. Вот, например, оживленный перекресток в Утрехте, тоже большом городе, видео с фокусом на велосипедистах.

Как по Амстердаму и Роттердаму кататься на велике, это непостижимо. И ведь причем везде советуют брать велик, как самый удобный и быстрый способ перемещения! Неее, в спокойном голландском месте велик это песня, но только не в городском улье.

Роттердамский трамвай. И вот так всегда, все куда-то едут и идут. Удивительным образом архаичный логотип транспортной конторы бросает тень на весь облик довольно современного трамвая.




Указатели, кстати, в Нидерландах вещь опасная. Они могут вести к месту назначения по спирали, зигзагом и просто пропадать на перекрестках — так, в одном небольшом городке мы обошли его покругу, а потом еще и разок пересекли, пока не нашли туристический центр. Или же знаки могут вовсе отсутствовать как в случае поиска туалета на вокзале.

Конечно же, видимо-невидимо велосипедистов на своих восхитительных отдельных ровных красных дорожках. Пешеход в Нидерландах вымирающий вид.






Роттердамская ратуша. Как водится в Нидерландах, мэрия почему-то не про заборчики, клумбы и чорные лимузины. Ратуша чуть ли не самое тусовочное место в городе, с коллективным просмотром футбольных трансляция и пивом рекой.




Редкое здание старой постройки. Зацените форточки на окнах второго этажа. Есть несколько сомнительное мнение, что голландские здания не изуродованы новенькими пластиковыми окнами, потому что у них окна это несущий элемент. То есть ставится крепкое окно, обкладывается кирпичами и получается стена. И если окно просто так вынуть для замены, то стена может обрушиться.




Но переходим к зданиям поновее. На высоченной стекляшке у вокзала голладцы приветствуют нового короля. Слыхано ли, чтобы правитель добровольно отрекся от престола и передал его другому? Но вот так бывает, теперь после Беатрикс корону и горностаевую мантию носит Виллем-Александр. Рисунок сделан довольно хитро, будто люминисцентной краской изнутри по стеклу. Его отлично видно днем и плохо в темноте.




Офис компании из большой четверки аудиторов хвастается модным градиентом.




Здесь находится крутой многоэтажный книжный магазин. Книжки, диски, карты, канцелярия — чего там только нет. Но самый интересный отдел это огромный зал подержанных книг на реализации. Вот там точно все обо всем. От истории до русского искусства, от фотографии до космологии. Очень залипательно. Принадлежит магазин той же сети Selexyz, которая в Маастрихте под свой книжный приспособила церковь.




Глядя на эти хаотично расположенные окна, проектировщики советстких панелек рыдают.




Здесь архитектор решил обойти остальных просто и изящно, взяв и градусов на 30 наклонив стену здания. Но пришлось подставить костыль.




Лейнбан — главная тоговая улица Роттердама. В отличие от офисов корпораций здесь изысками и не пахнет. Все магазины располагаются в однотипных двухэтажных бараках.




Подобрать исторический вид в Роттердаме непросто, обязательно втиснется какой-нибудь новострой.




Ну и, наконец, знаменитые кубические дома. Один архитектор решил, что если взять обычные коробки домов и поставить их на вершины, то это будет просто шах и мат. И, чтобы мало не показалось, наклепал их в порту пару десятков. Теперь там приходится жить людям. Полы в доме ровные, а вот стены кривые. Так что от трех этажей пространства остается на весьма скромное жилище: гостиная по центру и два чулана-комнатушки вверху и внизу.








Причем кому-то повезло особенно и вместо дворика под их кубическими домиками лежит многополосная дорога.




От места так кругом идет голова, что там даже наркотики неуместны.




Кто-то по старинке живет на барже и засыпает под плеск волн. Есть даже отели на подобных баржах.




Мы, однако, не стали выяснять, как там на баржах с удобствами, и остановились аж в «Хилтоне». Из-за того, что в роттердамском Хилтоне местами шел ремонт, цены на номера там были чуть ли не лучшим предложением на рынке. Хилтон оказался отличной вещью. Унылой снаружи, но удобной и даже немного шикарной внутри. С порога вас по имени-отчеству встречает большой телевизор, а на столе россыпь бумажек с личными заверениями как вам рады. Это, конечно, не у бабушки в деревне с 25 евро за все, но тоже неплохо.
Разве что бесплатного вай-фая в Хилтоне нет. Но это обычная история, чем дороже отель, тем вероятнее там будут проблемы с доступным интернетом. А так в Роттердаме с интернетами неплохо, уж точно лучше никакущей Германии. Интернет есть на вокзале, в поездах, во многих автобусах и эпизодически по городу.




В целом Роттердам это все те же милые Нидерланды с летающим в воздухе позитивом, велосипедами и многочисленными летними кафе. И таким отличным от Германии режимом дня: в 9 утра в городе пусто и все закрыто, только перекати-поле пересекает дорогу, но в час ночи на улицах активнейшая движуха из автомобилей, велосипедистов и пешеходов. Странное это дело, что в Германии тон задают жаворонки, а у ее соседей голландцев и французов рулят совы.








Роттердам до недавнего был крупнейшим портом в мире, пока его не обскакал Шанхай. Только вот туристу в городе этот далекий жужжащий порт совсем не видно. Нет ни складов, ни лайнеров, ни огромных грузовых кораблей и терминалов, ни портовой архитектуры и портовых ресторанчиков. И кажется, что Роттердам стоит на реке, а морем там и не пахнет. Так
что по портовой романтике Гамбург делает Роттердам как лежачего. На заднем плане мост Эразма — один из символов Роттердама.




Удивительно много места на мосту выделено пешеходам и велосипедистам.




Тут и там на велосипедных дорожках встречаются обозначения маршрутов. Очень удобно, не нужно медитировать на столб с указателями.




Если немцы мечтают о кабриолете на лето, то голландцы о своей лодке.




В систему городского транспорта входят скоростные паромы. На них можно даже в соседние города сплавать все по той же транспортной карточке. По времени получится почти как на автобусе. Про них еще будет поподробнее. Пока подивитесь впечатляющей защите от непрошенных пассажиров.




В Роттердаме есть даже водное такси — почти что лондонский кэб с винтом.




Чип и Дейл спешат на помощь.




Какие-то портовые элементы в городе можно встретить только в открытом музее.








Такой типичный голландский хостел. Крутая лестница, подушки на улице, запрет травки, вино в бокале и улыбки.




Голландская смелость, яркие национальные цвета да на классическом здании.




В интернете можно прочитать, что в Роттердаме половина жителей понаехавших, везде ходят черные и грязно. Не верьте, это бред. Роттердам обычный крупный интернациональный город без ужасов. А в чем-то и даже прорывной, вон шестые айфоны дают!




В Роттердаме приятный парк, полный зеленых газонов, кроликов и уточек.








И напоследок к моим любимым поездам. Нидерланды такие маленькие, что поезда там группируют в расписании не по времени, а по направлению. Отдельное расписание на север в сторону Амстердама, отдельное на восток, в сторону Тильбурга.




Операция «навались на безбилетника». Эти двухэтажечки голландцы гордо именуют InterCity.




Завершающая неклассифицируемая электричка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий