четверг, 5 сентября 2013 г.

Дордрехт. Нидерланды



Роттердам, являясь отличной выставкой современной архитектуры под открытым небом, совершенно беспомощен по части старины и какой-либо классики. А все спасибо немцам, любившим разжигать знатные костры. Так что отдуваться за историю вместо Роттердама приходится его соседям. Например, Дордрехту, который с возвышением Роттердама превратился в тихий провинициальный городок, но который еще недавно рулил и бибикал даже не в регионе, а по всей стране. С Дордрехта голландцы пошли бороться против Испании, которой в результате сложных монархических родственных отношений, смертей и наследственности за просто так отошли Нидерланды вместе с Бельгией как какая-нибудь дача. И тоже с Дордрехта пошла по стране церковная Реформация. Начали с переписывания библии на местный язык, а потом так все завертелось, что предкам теперь и не признать.


Центр Дордрехта мудро состоит из двух частей. Одна часть это хорошенький безумный улий: ряды магазинов, рысящие покупатели, поля из ресторанных столиков, любовно укладываемая ползающими на коленках дорожниками плитка. Другая часть это тихие зеленые улицы, непотревоженная голландская красота и огромные окна классических домов. Точно такая же локализация торгового ада и толп в самом центре и блаженного спокойствия и красоты чуть в сторону от него наблюдается в других крупных голландских городах — так что вырисовывается фирменная схема голландского города, в котором удобно и прожженому китайцу и задумчивому финну.

Такой неотъемлемый элемент голландского городского пейзажа как разбросанные по всюду кучами смешные велики, оказывается, в страшной опасности. Голландец без велика это такой же нонсенс как голландец без головы. И чтобы все эти железные продолжения голландских ног не покрывали штабелями улицы, современная градостроительная политика велит каждый современный дом снабжать помещением для хранения велосипедов. Каморки в подвалах, велозакутки на задных двориках — не важно, лишь бы у дома был велопорядок и свободный тротуар. Инитиатива, возможно, и правильная, но тут главное не переусердстовать и совсем не оставить улицы без живой выставки великов.

Пользуясь случаем, горячо-горячо рекомендую канал на Ютьюбе про веложизнь в Нидерландах. Там куча разных историй на 2-4 минуты. Про то как они забанили машины и массово запрыгнули на велики, как они строят велодорожки, перекрестки и мосты, как они ужасаются низкой велокультуре в Германии и Штатах, как они устраивают многотысячные велопарковки на вокзалах, как они проводят выходные, не слезая с велика, как перестраивают дорожную сеть в автомобильных районах 60-х, как тестируют разные типы покрытия своей пятой точкой, как катаются в снег, ветер и час пик. Это вот то самое, для чего нужно было придумать Ютьюб.




Знак исторического дома.








Точка бельгийско-французской культуры рисования комиксов.




Магазин для детей ростом до 205 см. Укладываемся.




Голландская ратуша выпускает очередную ячейку общества. Не пропустите повидавший виды львиный фейс.




Вот уже потихоньку бедным великам стоять запрещают.




Местный собор с незамысловатым названием Гроте керк.




Местами Дордрехт очень напоминает Амстердам.




Есть даже нагло вываливающиеся на узкий тротуар крылечки.




Гавань в Дордрехте что надо. Теплая ламповая и легко доступная. В тыщу раз лучше гигантского порта-невидимки Роттердама.


















Традиционный голландский мост-качели.




И еще более олдскульный мост на шестеренках.




Летоп!




Узкие кусочки домов в одно-два окна. С традицией тут полный порядок, не забыли? Право, можно и в бешеный Амстердам не ездить, сразу смотреть правильные Дордрехт и Дельфт.










В коллекцию иностранных полицейских машин швартуется голландский полицейский катер. Ну а про голландские полицейские велосипеды можно и не говорить.






Напоследок про голландский, ха-ха, автобус. Дордрехт, Роттердам и Киндердайк делят одну необъятную дельту Рейна-Мааса, так что из одного местечка в другое проще и быстрее доплыть на автобусе. Отличий с традиционным, право, почти нет :) Так же есть остановка с навесиками, направлениями и табло с прибытием. Так же прозрачно работает единая электронная транспортная карта. И так же можно взять и доехать до самого центра. А велосипедистам ватербус даже лучше, там полпалубы щедро выделено под велосипеды.




Современные кораблики просто чудо. Швартовка занимает какую-то минуту. Приехал, выгрузил-загрузил и снова покатил.




Красным на остановке выделена дорожка для велосипедов. К ним, как обычно, особое отношение.




Внутри для пассажиров просторные самолетные ряды. Но на открытой палубе, конечно, интереснее.







Нидерланды следуют.

Комментариев нет:

Отправить комментарий