вторник, 6 мая 2014 г.

Северная Голландия

Цвета и крылья Заансе Сханс — по белу свету на велосипеде — за лодками прячется солнце



Если Южная Голландия это толчея столичных городов и горизонты тюльпанов, то Северная Голландия считается глухой провинцией, где нет ни университетов, ни музеев, ни хрупкой красоты. Это простой край черно-белых голштинских коров, нагуливающих Эдам и Бреемстер, и родина голландской промышленной революции. Но не промышленной революции, рисующейся в голове в виде дымящих труб, паровых котлов и приземистых закопченных кирпичных зданий, а революции мельниц. В Нидерландах машины, заменившие человека на тяжелой работе, работали на силе ветра. В общем, все на борт!


Велики, укатавшие нас по полям и морям, снова с нами. За шесть евро велосипед получает право целый день ездить в поезде. Основных поездов в Нидерландах два вида. В желто-синих Интерсити есть вай-фай, но скромно с местом для великов. В бело-синих Спринтерах в веловагонах можно играть в футбол, но там нет вай-фая. Приходится выбирать.




Первая остановка Заансе Сханс, уголок сохранившихся мельниц недалеко от Амстердама. Такой местный аналог Киндердайка из-под Роттердама. А больше выбора и нет. Так что все любители мельниц едут любо туда, либо сюда.




Кроме мельниц в Заансе приезжают посмотреть на типичную местную архитектуру. Она, в принципе, может быть самой разной, главное, чтобы из дерева и в фирменных зелено-белых цветах.




Народу из Амстердама сюда прикатывает немало. Колонна туристов от вокзала напомнила окрестности КНААПО по утру, когда нескончаемые ряды авиастроителей по улицам стекаются к заводу. Порядочно встречается людей с большими чемоданами, будто фанаты мельниц вырвались прямо с самолета.






В этом доме начинал свой скромный бакалейный бизнес Альберт Хейн, превратившийся сейчас в короля голландских супермаркетов. Супермаркеты уже добрались до Америки, а штаб-квартира компании все тут же в Заандаме.






Сейчас в первом магазине устроена выставка разнообразного фирменного кофе, продававшегося за долгую историю компании. Там пачки превращаются в жестянки, а те в пакеты. Иногда на очередной упаковке встречаются коронации.
Эти блестящие банки кофе средней крепости в вакуумной упаковки образца 1965 года.








У каждой мельницы своя тема. На одной как бы раньше мололи зерно, на других кофе, какао, специи. Хотя в основном там были ветряные лесопилки и маслобойни. В отличие от качающих воду мельниц, в мельницах-мельницах работникам жить из-за пыли было нельзя, и для них рядом пристраивали домики, которые сейчас превратились в магазинчики и музеи.




Поразительное число туристов из Китая. Черных голов встречается так много, что кажется, что попал в Азию.




В бывших складах сейчас устроены рестораны, сувенирные лавки и тематические магазины-музеи. В одном таком после короткого исторического вступления открывается пещера Али-Бабы, если бы тот увлекался деревянными башмаками. Повсюду кломпы на любой вкус, самой безумной расцветки, на резиновой подошве, на ремешках, с мехом, с голенищами.




Так что приходится постараться, чтобы найти простые классические.




Каждые минут десять посетителям устраивают шоу по изготовлению кломп. Мастер-полиглот на четырех языках рассказывает, как долго и сложно в стародавние времена приходилось вырезать новенькие башмаки.




Но уже давно это дело двух машинок и нескольких минут. Все очень просто. Правая машинка обтачивает кломп снаружи. Туда вставляется подходящая чурка и готовый башмак в качестве образца. Затем мастер-копия и чурбан крутятся, по образцу идет ограничитель, а по чурке связанный с ограничителем нож, срезающий все лишнее.




Затем таким же способом повторения формы образца заготовка вытачивается изнутри. Для поступательного движения второй станок приходится энергично потолкать коленкой.




Вручную остается только срезать выступающие носики, удерживавшие башмак в станке.
Для облегчения изготовления кломпа заготовки долго вымачивают, поэтому со свежим башмаком показывают чудо-трюк: сильно дуют вовнутрь, и из насквозь сырого кломпа бежит ручьем вода.




Вот так вот.




Неказистый экспресс-кломп можно тут же купить за пару евро. А вообще после частых демонстрации их набираются целые мешки.




Кломпы это такие древние шлепки, и на ноге должны сидеть свободно. И это не канувшие лапти, в голландских деревнях в таких ходят до сих пор. Вот, например, на 2:45 мужик стучит от ворот к дороге.




Мой размер или не мой?




Мельницы стоят на берегу реки Заан, так что в списке развлечений есть катание на кораблике.




Но нет, под протесты чакр мы оседлали велосипеды и покатили дальше.




Мимо коров, деревушек и котов.








Совершенно волшебное место. На перекрестке на Париж стоит какао-фабрика, и оглушительно пахнет шоколадом.




На одном повороте надо пересекать канал. Для этого там устроен паром самообслуживания. Крутишь ручку — и паром ползет по цепи от берега к берегу.




Едет паром очень неспешно и утомительно. Так что смена в два человека на перевоз в самый раз. И не повезло тем, кому сначала приходится вызывать паром.






Теперь наша очередь поработать руками.




Можно ехать дальше. Дороги в этих краях узкие, с трудом разъезжаются машина с велосипедом. А еще заколдованный ветер, дующий навстречу куда бы вы ни ехали.






Вместо гравия здесь ракушки.




Голландские женщины настолько суровы, что велосипедируют на каблуках.




После велокруга по Северной Голландии наши чакры взвыли окончательно, и, поразмыслив над клубникой, остаток дня мы рассекали на автобусе. А в остатке был остров Маркен. То есть он полуостров, но связывает его с материком такая скромная тропка, что если сесть в автобусе пониже и втянуть голову, то покажется, что в эти пасхальные дни Иисус реально жив и сидит в едущем по морю автобусе.
Маркен это еще более глухое и провинциальное место, с рыбацкими лодками, традиционными платьями, зелеными домами и бутербродами. К сожалению, к вечеру платья и бутерброды уже закрылись. ← →






























Комментариев нет:

Отправить комментарий