суббота, 2 октября 2010 г.

Научно-исследовательский центр Юлих.






После войны Германии было запрещено проводить ядерные исследования. Но заниматься ими Германии очень хотелось. И в тридцати километрах на северо-восток от Ахена, вблизи городка Юлих с населением 15 тыс. жителей тихо основали ядерный научный центр Юлих. Так что к моменту, когда Германию сочли безопасной, адекватной и открутили гайки, у той уже был полный порядок с ядерной программой.

Сейчас в Германии с ядерными исследованиями не все так хорошо, как бы хотелось физикам. Активными протестами зеленые добились того, что от строительства новых реакторов решено отказаться. Пока еще работающие реакторы должны быть вскоре закрыты. А все иследования в натуре должны быть прекращены в виду их опасности. Заниматься расчетами на компьютере, как вы понимаете, не так интересно и денежно. Хотя ядерщики и лелеют надежду, что правительство осознает безальтернативность АЭС и разрешит строить реакторы. Так, срок закрытия работающих реакторов недавно перенесли на более позднюю дату.

Собственные исследовательские реакторы Юлиха давно остановлены. Но поскольку выкинуть их нельзя, стоят на территории под охраной двойного ряда колючей проволоки и камер. Новые реакторы строить нельзя, что же делать с огромной охраняемой территорией, по которой приходится передвигаться на машинах? Стали изучать все, на что глаз упадет.





В наличии есть токамак TEXTOR для термоядерных исследований, ускоритель COSY, лаборатория для изучения явлений в атмосфере, теплицы на радость биологам и многое другое. Юлих один из крупнейших исследовательский центров в стране и Европе. Пройдя КПП и посмотрев презентацию, где юлиховцы хвалились своими масштабами, исследованиями и финансированием, мы поехали смотреть все это добро.






Обратите внимание на птички на стеклах, так в Германии повсеместно обозначают, что сюда головой вперед бежать не стоит.



Теплицы, в которых изучают влияние внешний условий на рост растений.





Бочка, где воспроизводят атмосферные явления.





В здании, где сразу виден интернационализм и международное сотрудничество, добрый и усталый дядька прочитал лекцию про термоядерные исследования в Юлихе.









Затем мы пошли смотреть на лабораторию, где изучают поверхности материалов.

По пути видели Гомера Симпсона внутри токамака.





И пример творческого начала у физиков.





Чтобы долго не искать по многочисленным ящикам нужную вещь, в богатой лаборатории напротив стеллажей наклеили фотографии с их содержимым.









Исследование состояния поверхностей важно для создания будущего реактора ИТЕР. Потоки плазмы на стенку приводят к ее разрушению. Для подбора стойкого и незагрязняющего плазму материала необходимы дорогостоящие микроскопы.
Для демонстрации имеющихся сканеров при нас увеличили шведскую крону.









Специально приставленный к нам провожатый. В немецких институтах часто проходят экскурсии для ученых, студентов и школьников. Коллеги и налогоплатильщики должны видеть, чем ученые тут занимаются. Технологии проведения отработаны, презентации и маршруты заготовлены.





Далее одна часть группы пошла смотреть ускоритель COSY, а другая отправилась на токамак TEXTOR.





Емкости с дорогим жидким гелием, применяемым для охлаждения.





В пультовую мы пришли вовремя: как раз к выстрелу.





Внимание, сейчас пальнет.





Вот и плазма внутри токамака.





Эти дядьки управляют установкой.





Их рабочее место вблизи.





Другие присутствующие в пультовой пишут в это время статьи, подготавливают чертежи, занимаются расчетами и проводят непосредственно измерения.





В токамаке происходят реакции с образованием радиоактивных частиц, поэтому каждый должен иметь личный карманный дозиметр, направлясь на установку.





В ожидании, когда прекратят стрелять и откроют для посещения установку, мы пошли смотреть одну из оптических диагностик. Вот эта изучает примеси на стенке токамака. Для этого в стенку ударяет мощный пучок лазера, все осевшее на стенке отваливается и выбрасывается струей, спектрометр выдает состав примесей на стенке.









Разрушенное рабочее тело лазера.





К сожалению, увидеть токамак нам не удалось. В этот день использовали в работе газ дейтерий, который образует много нейтронов. Заходить на установку некоторое время после работы было нельзя. Времени же у нас было в обрез, все распланировано.





Путь на токамак идет через две толстых двери и турникет между ними. Пропускает турникет по магнитной карте. Слева на мониторе высвечивается, кто на установке, кто вышел: «0 внутри, 457 снаружи». Среди фамилий много славянских.








В утешенье нам показали фотографию TEXTOR'a в юности. Токамак в полном расцвете сил так обвешан диагностиками, что и нанокусочек выкуумной камеры не увидеть.





Кроме того, провели на стенд с одним из самых больших инжекторов, используемых для нагрева плазмы. Это только бочка, в которую он стреляет.





А это инжектор.





И лучше здесь не задерживаться :)





По программе у нас был обед. Погода, надо сказать, в этой части Германии уже давно стояла жаркая, и все посохло.









Вид на столовую от озера.





Внутри она тоже фонтан. С настоящим деревом.





Обратите внимание на подставку для зонтов и туалет для мальчиков, девочек и инвалидов. Инвалиды в Германии тоже люди. Ездят самостоятельно в метро (еще и толкаются!), для этого есть лифты, выглядящие на поверхности как стеклянные кабины; и ходят на концерты.





После обеда тенты над столикаи аккуратно собираются. Для этого используют дрелюшку: крутят ей винт, складывающий тент.





После обеда время у нас было только на посещение суперкомпьютерного центра: моделирование ядерных реакторов требует немалых вычислительных мощностей.





В месте, похожем столиками на советскую забегаловку, нам устроили вводную лекцию. Довольно примитивную, долгую и усыпляющую.
После сытного обеда-то!









Сам компьютер показали только сверху из-за стекла. Очень жаль. Ведь этот зверь в списке самых мощных в мире компьютеров находится на пятом месте!





Состоит он из 295 тыс. процессоров, которые крепятся в таких сборках.






На втором этаже также можно увидеть, какой работой в данный момент загружен компьютер. Блоки разного цвета — разные задачи.






Кинув взгляд на бюст фон Неймана — изобретателя архитектуры современного компьтера, мы отправились дальше.





В следующий раз читайте про Дармштадт и тамошний институт тяжелых ионов.

Напоследок пример немецкого патриотизма: пусть машина и корейская, зато флаги на ней наши.

Комментариев нет:

Отправить комментарий