среда, 20 октября 2010 г.

Дармштадт. Часть I. Вечерний город и Институт тяжелых ионов.






Дармштадт был следующим после Ахена пунктом нашей научно-развлекательной программы. Поскольку до него нам нужно было на полдня заехать в Юлих, то для переезда мы заказали несколько микроавтобусов — так было удобнее. Немецкие фирмы, с которыми созванивались еще в Новосибирске, обнаружились на редкость заботящимися о своих водителях. Водителям нужно было устраивать регулярные остановки для отдыха, и их требовалось кормить обедом. Фирма, которая согласилась, что нам эти заморочки ни к чему, оказалась с русским руководством.


Карта




Поселились в Дармштадте в интересном месте, на берегу большого пруда. С одной стороны пруда были мостки и вышка для прыжком в воду. С другой — зеленый островок с лежаками, тентами и горкой.











Вход в это райское место был платным. Но недорогим, что-то около 1-2 евро за час. Причем островок стоил подороже. И что странно, никто не догадывался отправить отца семейства с вещами, пледом и корзинкой с едой на дорогой островок одного, а детям зайти на пруд через дешевые мостки и приплыть на островок оттуда.



Небольшая часть группы рассудила, что мы в Германию приехали не купаться, и если есть свободный вечер, то полезней провести его, посмотрев город. Место у нашего хостела к этому располагало. Рядом были тихие улицы с чистыми автомобилями, церковью и кустами с недомыми физикам ягодами.













При прекрасных собственных автомобилях немцы питают слабость к английским Мини. Не просто так БМВ их купил.





У одного дома с садиком наткнулись на целую вереницу необычных атомобилей. Неординарные владельцы разъезжают с флагами в окнах и демонстрируют любовь к конопле.





Не видят проблемы садиться в машину через единственную дверь, находящуюся спереди.









И выступают за свободный Тибет, свободных пчел и сыроедение.





Гидранты в немецких городах, в отличие от Америки, прячут в мостовую.





Немцы тоже страдают от залежей рекламы в почтовых ящиках. Но борются с ней чисто по-европейски. Помещают наклейки с просьбами ничего лишнего в ящик не класть. «Пожалуйста, никаких рекламных проспектов», «Рекламу бросать запрещено». И, видимо, это работает.









Оказалось, что кроме соседства с прудом, хостел может похвастаться крупной достопримечательностью под боком — поселком художников. Это выстроенные лет сто назад на холме здания, в которых жили художники и архитекторы, и проводились ярмарки и выставки.



Здесь можно посмотреть на панораму с площадки перед поселком



Свадебная башня.









Поблизости с поселком художников небольшая своебразная роща, в которой любят коротать время местные бездельники-взрослые.








Ведут беседы, пьют вино и играют в незамысловатую популярную игру, смысл которой, как рассказала встретившаяся в компании русская, — попасть в маленький оранжевый шарик большим металлическим шаром. Вроде гольфа для бедных.





Тем временем быстро темнело и, расспросив игроков про недорогие ресторанчики неподалеку, мы отправились ужинать. Ужин без пива в Германии не бывает. В каждом городе свои пивоварни и свои сорта пива. Стоит пиво везде примерно одинаково, 3.5 евро за поллитра и 6.8 за литр. И на мой туристический взгляд, по вкусу тоже везде одинаковое.





На обратном пути в хостел посмотрели, как выглядит поселок художников ночью.





С утра пораньше мы поехали в Центр исследования тяжелых ионов GSI. GSI находится за городом, и добираясь туда с несколькими пересадками, мы смогли оценить транспорт в Германии. Город отдан людям, не машинам. Машины вообще ездят небыстро и осторожно, четко реагируя на светофоры. Центр города это пешеходные зоны с нитками общественного транспорта.









Работа общественного транспорта хорошо отлажена. Автобусы и трамваи почти все невероятной длины и полупустые, так что даже наша многочисленная группа всегда помещалась и находила место, куда сесть.





Ездят в них не только те, у кого не хватает денег на машину, но и те, кому необходимо добраться в пределах города. Поэтому внутри образцово аккуратно и сидят приличные люди.





В автобусах обязательно есть подъемники для инвалидов и специальные места, где они могут пристягнуть свою коляску ремнем.





Даже в пригороде на остановках стоят автоматы продажи билетов и висят табло, на которых указано, через сколько минут подойдет автобус или трамвай.









Наш автобус на обратном пути где-то поцарапался, так на конечной подскочила контролер и сильно рассердилась на чесавшего в затылке водителя. Для которого, было видно, царапина станет большой проблемой.









Еще бы, ведь в автобусах нельзя даже мороженое есть.





Для велосипедистов в Дармштадте полосы выделены на автодорогах.









Что первым делом бросилось в глаза у института — это пролетающие каждые несколько минут над головой самолеты. Недалеко находится крупный аэропорт города Франкфурта-на-Майне.





На проходной GSI, увешанной рупорами, у нас проверили по спискам паспорта и выдали на шею удостоверение посетителя.













GSI это известный институт, где на ускорителях получают новые элементы таблицы Менделеева. В 1994 году там открыли 110-ый элемент и на правах первооткрывателей назвали его Дармштадтием. В июле этого года в институте прошла торжественная церемония наречения 112-го элемента коперницием, который также впервые получили в институте. Сейчас там идет разработка нового ускорителя, который позволит увеличить энергии в экспериментах.

Поэтому в наш приезд активных экспериментов не велось, мы застали только пустую полутемную пультовую, похожую на пульт управления Звездой Смерти.





Плакаты для фотографирования официальных делегаций.





Пустые коридоры с аппаратурой.





Многочисленные предупреждающие табло и таблички.













Дозиметры.









Испорченные детекторы пучков.





Большие скороварки.





Автомат для проверки уровня радиации в организме. Для этого нужно было по-хитрому встать на сетчатые площадки и правильно положить на сетки ладони, что получалось далеко у немногих.





Закрытые лестницы.





Несусветно старые велосипеды.





И забытые кем-то железки. Кем — понять невозможно, поэтому объявление «чья туфля» на немецком и английском.





Заодно в походах по коридорам выучили, как будет «толкайте».









По территории института ездят тягачи «Феррари».





Здания декоративно увиты плющом, придающим заброшенный и близкий к природе вид.









Мусор в Германии собирают настолько раздельно, что даже сортируют стекло по цвету. «Зеленое — белое — коричневое».





После обеда в столовой с веселыми плакатами на стенах «Можно делать и так, но лучше не надо»,





нам показали сборку нового детектора, регистрирующего рождающиеся при столкновении частицы.





Почему-то он обвешан запрещающими близко подходить лентами и датчиками газов.





В институте разрабатывают комплекс для лечения рака мозга пучками частиц. Это важное направление, потому что оперировать на мозге тяжело и опасно. В одной из старых версий человек лежит на столе со специальной защитной маской на голове.





Сзади в голову летит пучок частиц, которые поглощаются опухолью, так что та нагревается и погибает.













Институт большой, занимается в том числе мощными лазерами, позволяющими работать с веществом при высоких энергиях. Лазеры любят все, поэтому мы обрадовались, когда нас повели в лазерный комплекс.





Эмблемой комплекса является кот Феликс, как созвучный названию лазера PHELIX.





Но в самые интересные места, как обычно не попасть. Здесь работают, а не музей держат. Поэтому кроме скучной пультовой удалось увидеть только длинную трубу, в которой расположены усилители лазерного пучка.





После похода по верному направлению





мы поехали назад, на экскурсию по городу. Вновь подивившись ненавязчивому проявлению немецкого патриотизма.

Комментариев нет:

Отправить комментарий