воскресенье, 12 февраля 2012 г.

Немецкий музей в Бонне





Как могли слышать по телевизору, этой зимой Сибирь дотянула свои длинные руки до Европы. Испанию засыпает снегом, а в Венгрии замерзает Дунай. Германию такой экстрим пока минует, ночью −13, днем около −7. Но хоть холода и не сибирские, бродить на выходных при −8 все же неприятно. Поэтому поехали в филиал Немецкого музея в Бонне. Ранее в прогулке по Бонну доходили до туда, но был какой-то мелкий праздник, и музей не работал.

Попасть все же хотелось. Потому что Немецкий музей в Мюнхене это просто отвал башки, столько там разной интересной техники. Причем в Мюнхене огромное главное здание давно не вмещает все экспонаты, и автомобили с самолетами в основном выставляются в своих отдельных филиалах тут же в Мюнхене. И даже после этого сделать еще один филиал в бывшей столице Бонне Немецкому музею раз плюнуть.

Ну то есть нам так казалось. Особенно с учетом того, что боннский филиал призван не дублировать мюнхенский, а представлять развитие немецкой науки и техники после 1945 года. Так сказать, давать последние новинки. О чем несведущему посетителю должен сразу сообщать выставленный у входа в музей поезд «Трансрапид» — монорельс на магнитной подушке. В развешанной рекламе по городу можно увидеть манекены для краш-тестов автомобилей, огромные корабли с кранами и манипуляторами и насекомых с длинными ногами, намекающих на использование гениальных идей природы в технике.

На деле музей оказался крошечным и с большим упором на недавнюю немецкую науку.

Странно, что нас сразу не насторожил на входе очень странный инфомат, стоящий как бы для того, чтобы без беготни по бесконечным залам посетителю можно было окинуть взглядом всю экспозицию, подготовиться ко встрече с прекрасным и выбрать, в каком же уголке музея он будет зависать сегодня. Только вот инфомат представляет собой просто экран, на котором открыта довольно бедная веб-страница музея, и управлять которым нужно при помощи двух рук. Нет-нет, никакого мульти- и даже просто тача! Одной рукой крутится металлический шарик ниже экрана, управляющий курсором, а второй рукой в нужные моменты нажимается кнопка чуть выше, и делается клик.




Дальше нас ждал небольшой двухэтажный зал, в котором только всякие непонятные мелкие штуковины-приборы за стеклом, в назначение которых нужно минут пять вчитываться, визуальные демонстрации, и аккуратные дневники ученых, которые будто знали, что их передадут в музей: одни формулы, расчеты и схемы — всё по линеечке, и ни словечка или цветочка на полях. Обещанной современной техники там ноль. Под техникой я подразумеваю автомобили на водороде и электричестве, поезда на магнитных подушках, модерновые ракеты, самолеты и роботов. Только научные немецкие достижения. А современная наука, если не знаете, это довольно сложно и с первого взгляда, без долгого разбирательства, очень скучно, простые наглядные и зрелищные вещи давно закончились.

Ну да, вот стоит ускоритель ионов.




Или сверхточные цезиевые часы под стеклом.




Или одинокая звуковая карта с рассказом мелким шрифтом про придуманный немцами mp3, или обычный современный жесткий диск, который сделало возможным открытие эффекта гигантского магнетосопротивления в нашем научном центре. И всякие прочие сочетания коробочек, проводков и кнопок, которые в отличие от автомобиля или самолета могут быть чем угодно, которые даже с кратким пояснением остаются закрытыми для понимания широкой публикой.

Поезд на магнитной подушке обернулся моделькой под стеклом, ездящей на магнитиках, огромный корабль — пластиковой моделью под стеклом, краш-тесты — дуэтом отрезанного переда автомобиля и сидящего рядом манекена, а биороботы — засохшим насекомым на пластиковом шаре.

От целого вертолета вон один пропеллер висит под потолком.




Поэтому удовольствие в музее получают только дети, играющие в шарики и не знающие, что они собирают какую-то молекулу.




Что спасло музей для меня, так это дети. Пока мы ходили, в зале музея собирали футбольные поля, полосы препятствий и столы с нарисованными лабиринтами. И один за одним в помещении появлялись дети с роботами в руках! И чем дальше тем больше увлеченных деловых детей с чемоданами, ноутбуками и разных фирменных футболках. В этот день в музее проходил всенемецкий чемпионат по роботостроению у детей! Представляете, много-много умных детей с крутыми игрушками, по-деловому тестирующих своих роботов забивать в ворота, ездить с этажа на этаж и следовать по начерченной кривой.

Если музей мы обошли минут за 20, то на крутых детей взирали около часа.




Кроме нас там снимали происходящее также не слишком взрослые телевизионщики. Парень командовал, а девушки крутили камеру и отсматривали материал.




Химик Кекуле в уголке спецэкспозиции за своим тяжелым столом и бархатными шторами среди роботов и компьютеров смотрелся весьма комично.




Начала битвы роботов мы не дождались, но ушли очень вдохновленные увиденным.