вторник, 28 февраля 2012 г.

Эрфурт




Возвращаемся к биатлону. Но не по смыслу, а географически. Оберхоф, где проходит этап Кубка мира, это такая мааленькая деревенька с гостиницей для спортсменов и полутора улицами. Т.е. останавливаться там на время биатлона трудновато и в целом скучно. Наверняка, там есть где остановиться, все-таки центр зимнего отдыха Тюрингии, но за два месяца для бронирования находились только отели в ближайших крупных городах. Например, в столице Тюрингии Эрфурте. А почему бы и нет?

Карта

Прежде чем перейти к картинкам Эрфурта, немного слов о Тюрингии. Это одна из восточных земель Германии, и до объединения она входила в состав ГДР. А о восточных землях ходят не сказать чтобы страшилки, но постоянно подчеркивается, что они заметно отстают от западных. И зарплаты там ниже, и работы меньше (после объединения Германии очень много предприятий на востоке были жестко закрыты, как небезопасные, неэкологичные и неэффективные. Для подтягивания в восточные земли стали вливаться огромные деньги, из-за чего некоторые крупные инфраструктурные проекты на западе вроде магнитного монорельса даже были закрыты. И деньги вкладываются до сих, т.н. «налог на солидарность», который платит каждый работающий, каждый месяц успешно уменьшает мою зарплату.), и ехать туда никто не хочет, и инфраструктура не такая развитая. Поэтому ехать на восток было страшновато и интересно.

Но Тюрингия не по рассказам мне очень понравилась. Там великолепная природа: бесконечные зеленые холмы, настоящий густой хвойный лес, невысокие горы с ручьями и виадуками. У нас в самой населенной земле Северном Рейне - Вестфалии луга желтовато-плешивые, испорченные неисчислимыми складами и предприятиями, а леса не видно вовсе, вместо него кривые деревья там-сям. С инфраструктурой тоже полный порядок, все новенькое и блестит. Как отозвался мой шеф: «Возможно, мы вложили туда даже слишком много денег. Посмотри вокзалы, поезда и трамваи у нас, они давно не обновлялись.»



В Эрфурте мы жили на самом краю города, рядом с научным центром и фабрикой полупроводников. Но добираться до центра города не составляло труда, недалеко была конечная остановка трамвая.
Вот он, большой, сдвоенный, светлый, тихий и почти всегда со свободными местами.








Рядом с каждым выходом на поручнях стоп-кнопки. Трамвай не останавливается, если на остановке пусто, поэтому нажатием кнопки ты говоришь, что ты-то выходишь. И дверь во всем трамвае открывается только твоя. Экономия! Желтые кнопки для обычных пассажиров, синие для инвалидов и женщин с колясками. Современные автобусы и трамваи умеют наклоняться, либо выходы оборудованы пандусами.




Прямо напротив дверей места для инвалидов или детских колясок. Когда никого из них нет, а прочие места заняты, можно присесть на откидные сиденья у стены.




Для оплаты проезда билеты покупаются в автоматах, они есть в каждом трамвае и на крупных остановках в городе. Выбираешь зону проезда, время действия, оплачиваешь картой или бумажками/монетами и получаешь распечатанный билет. По вечерам, когда мы возвращались с биатлона, автомат любил в тишине тарахтеть, пересчитывая деньги внутри.




Остановки громко и четко объявляются приятным женским голосом. Но можно ориентироваться и по монитору, где понятно указано направление линии, следующая остановки и парочка за ней. Зачастую немецкие слова длинные и скупые на пробелы, поэтому многие станции не помещаются и сокращаются.




В центре города находится главный вокзал. Недавно он был реконструирован, получил в 2009 году звание лучшего в Германии и реально неплохой. Но в принципе типичный для Германии. Т.е. двухуровневый, внизу магазины, кафе, справочная, автоматы, вверху пути под светлой стеклянной крышей. Вокзалы в Германии не рассчитаны на долгое ожидание, поезда ходят часто и по расписанию, поэтому нет наших мраморных залов ожидания. Вместо них и ларьков с сухариками и пивом много-много кафе, где можно минимум купить кофе с бутербродами или чем-то сладким, книжные с многоязычной прессой и сувенирные магазины. Присесть в принципе можно как в кафе, так и снаружи на сиденьях. Касс на вокзале тоже нет, их заменяют автоматы, у которых нет обеда и развитая система поиска. Отменили-задержали поезд, не знаете как лучше добраться, нужна консультация? Вот для этого на вокзале есть офисы немецкой железной дороги, где шустро работают, улыбаются и знают английский.




Сверху типичная платформа. Расписания прибытия-отбытия, часы, табло с ближайшим поездом, информация о строительных работах на участках, лавочки, маленькие точки с кофе/сосисками и автоматы с шоколадками/соком, раздельные урны. Все просто и удобно.




Многие трамваи останавливаются на вокзале. На остановке электронное табло с ближайшими номерами трамваев и временем ожидания. Там же табло с ближайшими поездами, куда можно взглянуть и начать торопитья или расслабиться. На самом вокзале так же продублировано табло с трамваями. Напрмер, поглядел на него, не выходя из вокзала, и пошел кофе пить.




Снаружи вокзала аптека, салон связи, цветы, книги и газеты, обувь. Внутри кафе. Все светлое, чистое и привлекательное.






На площади у вокзала отделения банков, туристический офис, хитрые лампы на растяжках.






Тут же можно подкрепиться глинтвейном и тюрингскими сосисками.




Главная современная площадь города Ангер с кучей магазинов и узлом автобусных и трамвайных путей.






На старых зданиях сетям кафе/связи/банков часто приходится поумерить желание донести свой бренд до самой глубины сетчатки и начать использовать сочетающиеся со зданием стили вывесок. Например, Nordsee это сеть рыбных кафе с неоновым ярким сине-красным логотипом, а e-plus Base — сеть салонов связи с ярким светящимся бело-зеленым логотипом. С Макдональдсом да, здесь нет такого, но частенько и он жертвует своими желтыми воротцами.






На крупных проходных местах любят размещать свои дворцы местные ЦУМы/ГУМы — Карштадт и Галерея Кауфхоф. Здесь вперед успел Карштадт.




По площади ездят трамваи и автобусы с такси, но приоритет пешеходам, ходить можно везде неспеша.




Рядом с одной из церквей на площади стоит памятник Мартину Лютеру.




Но мы двигаемся дальше и направляемя вон к той дырке в доме.






Эта дырка на самом деле вход на мост. Через город протекает речка Гера. И там, где она разделяется на два канала, стоит мост, застроенный домами. На фотографии мост с коридором домов прямо в центре.




Снаружи это дома на сваях, под которыми текут два рукава реки и лежит небольшой островок.








Внутри это обычная узкая торговая улочка.












В здании с искусственными сосульками находится магазин Левша. Там можно купить линейки, ножницы и прочие кружки для леворуких.








Кружка для леворуких это как? А вот так, с дырками, через которые при праворуком хвате чай будет стекать вам по подбородку.




Вне моста река это обычный канал, с домами впритирку и забавными персонажами.








Чуть дальше по реке крутится музейная водяная мельница.




Выход с моста-улицы.




Фишмаркт, одна из исторических площадей. На всех сколько-нибудь значимых перекрестках стоят карты и указатели, так что заблудиться надо постараться. Вон назад очередной туристический офис, налево площадь Ангер и музейная мельница.






Городская ратуша.






Соборов и церквей в городе немеренно. Например, очередная маленькая церковь со школой при ней, здание которой с плоской крышей выглядывает справа из-за церкви.




Главная историческая площадь города Домплатц.




Площадь с милыми зданиями.




Магазином нюрнбергских пряников. Тут сосиска не сосиска, а пряник не пряник, если он не производится по секретным столетним рецептам.




Колбасо-мобилем. На городский площадях в Германии несколько раз в неделю проходят рынки. Там можно купить свежей колбасы, сыра, вина, цветов, сладостей и хлеба.




И двумя громадными соборами-небоскребами.




Вид на Домплатц с середины лестницы, ведущей к соборам.








Внутри соборы такими громадными не выглядят. Но левый собор очень странный, с двумя алтарями, один из которых прямо в центре.