среда, 2 мая 2012 г.

Амстердам наносит ответный удар




Во второй раз мы решили подойти к Амстердаму с другой стороны. Сначала отправились к Рейксмузею, это художественный музей, где выставлены работы голландских мастеров. Но известен музей, пожалуй, больше тем, что перед ним стоит супертуристический объект Амстердама — надпись I amsterdam, у которой все фотаются с утра до ночи. Амстердам очень ориентирован на туристов, в центре города туристов намного больше местных жителей, и I amsterdam это такой общий туристический бренд Амстердама, размещаемый на картах, брошюрах и сувенирах.




Чтобы сфотаться у определенных букв, народ даже выстраивается в очереди. Здесь то ли фрики, то ли артисты (кто их разберет?) устроили по-быстрому фотосессию с отгоном туристов от буквы t.




Рядом с Рейксмузеем соседствует мономузей Ван Гога, чуть подальше стоит концертный зал. Такая вот музейно-культурная площадь в Амстердаме и единственное место в городе, где пространства вдоволь, хоть в футбол играй.




Окультурившись, мы отправились на каналы Сингел, Херенграхт, Кейзерсграхт и Принсенграхт. Это четыре широких параллельных друг другу канала в западной части города. Это еще центр города, но уже не исторический центр. Поэтому там спокойнее, и район не напоминает бешеный улий. И что самое главное, основная концентрация туристического мёда: кофешопов, красных окон и китайских ресторанов с аргентинскими гриль-барами лежит далеко отсюда, на противоположной стороне центра. Так что ЮНЕСКО не стеснялось и включило эти четыре канала в свой длинный список достояний.












В общем, на нормальных каналах Амстердам стал набирать очки.






На улицах здесь было спокойнее.






Было время осмотреться.




Традиционный амстердамский столбик с тремя крестами — символом Амстердама.




В Амстердаме знают подход к хипстерам. «Хочешь помочь бороться со СПИДом? Приноси в наши модные магазины свои надоевшие винтажные вещи.»




На первый взгляд самый обычный автобус. Но это Амстердам, поэтому водитель автобуса тут без проблем шпарит по-английски! Не просто знает отдельные фразы, а именно разговаривает. Не могу сказать за все Нидерланды, но в Амстердаме по-английски говорят все. Кассиры и расстановщики продуктов в супермаркетах, продавцы булок с селедкой, официанты, прохожие. Но больше всего, конечно, потрясают водители автобусов. Продадут билет, скажут где выйти и как пересесть, попросят людей пройти по салону. Вот представьте у нас такого водителя маршрутки, а?




Если после России поражает Германия — тем, что люди здесь знают языки, то Нидерланды уделывают уже вчистую Германию, которая начинает казаться сугубо немецкоговорящей.

Когда мы покупали селедку, продавец нам рассказывал, что Нидерланды маленькие в большой Европе, поэтому в школе они учат несколько языков с особым упором на английский. В старшей школе предметы так и вовсе читаются только на английском. Что здорово, говорят голладцы очень чисто и без акцента. И вообще кажутся очень открытыми и приятными людьми.

Туристов, конечно, в Амстердаме много. Особенно много англоговорящих. В магазинах, на улице, в транспорте — везде попадется какой-нибудь оксфордский болтун или техасская дамочка.

И кстати про транспорт. В Нидерландах перешли на безналичную оплату проезда. Все местные жители имеют пластиковые карточки, которыми они оплачивают проезд в автобусах, трамваях и поездах. При входе касаются терминала один раз, при выходе второй раз — и с карточки списывается стоимость проезда. Туристам остается покупать одноразовые билеты в автоматах и у водителя, хотя есть еще опции многоразовых билетов на несколько часов или суток.


Наконец, подходим к велосипедам. Амстердам это велосипедная столица мира. На 800 тыс. жителей приходится 600 тыс. велосипедов, из них каждый год 120 тыс. воруют. 60% поездок внутри города на счету велосипедов.




Для амстердамцев велосипед это реальное средство передвижения. Он не для покатушек, удовольствия и спорта. Велосипед именно чтобы ездить. И такое ощущение, что рождаются амстердамцы на велосипеде. Вы бы видели, как небрежно они могут одной левой развернуться через всю улицу, пересечь рельсы, взобраться на бордюр и ловко соскочить, почти не затормозив.




В Германии детей возят в специальных креслах, закрепленных на багажнике. В Амстердаме предпочитают видеть ребенка перед собой. Очень многие раскатывают с такими детскими сиденьями и щитками на руле.




Родному велосипеду не жалко и симпатичный чехол купить.




Конечно же, в Амстердаме полным-полно велосипедов напрокат. Велосипеды яркие или с цветными табличками и хорошо выделяются. Но туристу нужно быть готовым к безумному трафику, узким улицам и трамвайным рельсам повсюду.




Такое огромное число велосипедов надо где-то держать. Для этого используют все свободные места. Улицы.




Мосты.




И даже специальные баржи-стоянки.




Жители и магазины борются, чтобы витрины и вход не загромождали велосипедами, но предпреждения не помогают. Великов слишком много.




В общем, вы поняли, что велосипедной культурой Амстердама можно удивляться и восторгаться. Но нужно понимать, что столько велосипедистов совсем не от хорошей жизни. По-другому быстро и далеко передвигаться на узких запруженных улицах нельзя. Машины в Амстердаме выглядят как недоразумение, а на общественном транспорте не накатаешься.

Собственно, не от хорошей жизни у амстердамцев и узкие покосившиеся домики. Да, стОит жилье в Амстердаме как самолет. Но это не мешает стоять кривым домам тесно друг другу и просить их отремонтировать.

Здесь, например, собор стоит прямо в ряду домов. Ни площади, ни пространства вокруг.




Дома плывут.




Дома в два-три окна обычное дело.




Дома от улицы ничем не отделены. Ни деревьев, ни садика. Да еще надстраивают лесенки для входа.




Часто от тротура вообще ничего не остается.




Кроме того, что живут по сути на улице, жить приходится и в подвалах.






В общем, амстердамцам не позавидуешь. Но люди стараются жить достойно и украшают дома как могут.




Смотрите, какой милый подъезд.




Креативно оформленный номер дома. Обратите внимание, что теснота вынуждает делать почтовые ящики вертикальными.




Вот очередной пример, как от тротуара остался только бордюр. Многие прохожие находят лестницы и перила привлекательные для сидения и отдыха. Поэтому кроме предупреждений о частной собственности жителям приходится приваривать острые зубцы.




Но жители не унывают. И даже казавшиеся украшением и музейной редкостью крюки над карнизами продолжают использовать в быту.




Условия жизни в Амстердаме не самые комфортабельные, но люди там хорошие. Статные, бодрые, открытые и приветливые.






Через неделю после нашей поездки в Амстердаме прошел День Королевы. Это национальный праздник в честь дня рождения матери королевы. Все жители высыпают на улицы и каналы и отрываются целый день. Наши нервы не настолько крепкие, поэтому мы были в Амстердаме пораньше. Но есть, есть люди, которые не страшатся Амстердама во время главного праздника страны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий