вторник, 1 мая 2012 г.
Что рассказывают про Амстердам, а что нет
Весна, все цветет! Весной самое время ехать в Нидерланды, смотреть там на разноцветнополосатые поля тюльпанов. И, конечно, нельзя пропускать туристическую Мекку Амстердам. Его каналы, кофешопы, квартал красных фонарей и булка с селедкой вместо хот-дога звучат такой заморской диковинкой для каждого.
Так давайте проверим невероятные слухи на опыте и посмотрим, что там такого особенного в Амстердаме.
Каналы в Нидерландах начинаются задолго до Амстердама. Это просто невероятно: тянутся по сторонам дороги луга, и они все изрезаны на кусочки длинными прямыми каналами, словно гигантские грядки на даче при поливе (только вот эти «грядки» часто ниже каналов, для которых сделаны насыпи как для поездов). Там где у нас кюветы, овраги, откосы, рощицы — в Нидерландах это каналы. Так что выехать за город и побродить там не под дорогам не получится, путь обязательно преградит канал, и нужно будет идти до ближайшего моста. Сверху это должно выглядеть как старая игра-карта с кубиками, где надо фишками ходить по дорожкам и мостам от кусочка земли к кусочку.
Амстердам лежит на каналах так, как Питеру и не снилось. Кварталы здесь отделяются не проспектами, а каналами; а роль перекрестков играют широкие мосты. Вдоль каналов и внутри кварталов идут узенькие мощеные улочки. Даже главный вокзал построен на острове, а площадь перед ним это на самом деле большой мост, так же как в Питере перед Исаакием и Администрацией.
На каналах стоит много катеров и посудин покрупнее.
Площадь с церковью впереди это на самом деле большой широкий мост, под которым вода.
Дома в Амстердаме ни с чем не спутаешь. Узкие, всего в два-три окна и плечом друг к другу.
На таком ненадежном сыром фундаменте многие дома плывут, этажи разъезжаются в разные стороны, и глазам предлагается поверить в параллелограммы оконных проемов из сюрреалистичных мультфильмов.
Уличный фастфуд в Амстердаме это смесь уличной еды соседних стран. Бельгийская картошка-фри, немецко-турецкие дёнеры и интернациональные пицца и сэндвичи переходят друг в друга. Редкие изюминки среди этой скукоты это палатки с рыбой! Кроме традиционной селедки с луком и маринованными огурцами ассортимент средней палатки такой разнообразный, что половину названий рыбы и морепродуктов видишь впервые. После Германии, где рыбы кот наплакал, да и та словно на вес золота, в Амстердаме не пропускаешь ни одной рыбной палатки.
Если селедка с луком и маринованными огурцами на ваш вкус чересчур резка, возьмите нежного копченого лосося! Но обязательно ищите палатку с хрустящими булками, а не мягкими белыми булочками. Свежая хрустящая булка все делает намного вкуснее.
С сыром в Амстердаме тоже полнейший порядок. Вот отдел с сыром в первом попавшемся супермаркете. Хочется остаться в нем жить, пока все не попробуешь.
Конечно, же повсюду предлагают купить в качестве сувенира традиционные голландские башмаки из дерева — кломпы.
Все это пока особенно ново не звучит. Вы это уже много раз видели и слышали. Но мы продолжаем и переходим к кофешопам.
В Нидерладах кроме проституции, Вах-вах!, легализованы легкие наркотики, Вах-вах! Если вам больше 18 лет, то вы можете зайти в специфическое кафе («кофешоп») и кроме чашечки кофе или стакана сока выкурить косячок и слопать пироженое с коноплей. Ходят слухи, что кофешопы могут скоро сильно сократить, как рассадники всякого нехорошего, но вот уже 40 лет кофешопы привлекают в Амстердам и в целом Нидерланды толпы туристов, поэтому не думаю, что у кандидатов очередных голладских выборов дело зайдет дальше слов.
Необходимо пояснить подход властей Нидерландов к проституции и легким наркотикам. Весь смысл этой политики именно в том, чтобы легализовать проституцию и легкие наркотики, а не просто разрешить их. В чем тут разница? Разрешить это пустить на самотек. Легализация подразумевает определенные правила и строгий контроль. Вместо того, чтобы безуспешно бороться с черным рынком секс-услуг, где возможна торговля людьми, процветают заболевания и всякий страшный криминал, а также с продажей легкой наркотиков — их вывели на свет и обложили кучей ограничений, за соблюдением которых жестко следят. Такой же логике следовала и Германия, когда легализовала у себя проституцию. Теперь это какой-никакой открытый бизнес с регистрацией, проверками и налогами, а не подпольные черт знает какие бордели. Раз победить нельзя, так давайте возьмем под контроль и установим свои правила. Нидерланды пошли дальше Германии и к легализованной проституции добавили легкие наркотики. Их можно продавать взрослым, немного, в определенных местах с употреблением внутри. А все силы полиции нужно бросить на борьбу с тяжелыми наркотиками, которые социально гораздо опаснее и криминализованнее.
Кофешопы находятся не где-то в гетто с парой полицейских у каждого входа. Это такие кафе в ряду обычных кафе и ресторанов на обычных улицах. Разве что пахнут они мерзко. Мимо ходят обычные люди и возят детей в колясках. Ну то есть кофешопы — как пивнушки у нас — никого не удивляют.
Самая известная сеть кофешопов «Бульдог».
От кафе с коноплей плавно подходим к кафе с геями. Весь Западный мир и Нидерланды в особенности очень толеранты и давно не считают гомосексуализм болезнью, преступлением или чем-то, с чем стоит бороться и что необходимо запрещать. Гомосексуализм он или есть или его нет. Но у нас депутаты почему-то считают, что он заразен и готовы грудью защищать от него граждан.
Так вот радужные флаги на кафе показывают, что здесь любят тусоваться геи. Как в других местах собираются, например, байкеры или любители ирландского пива.
Дома в Амстердаме традиционно украшаются крюками. Раньше их активно использовали для поднятия тяжестей и габаритных предметов на верхние этажи зданий, узкие проходы которых не позволяли втащить наверх, например, шкаф красного дерева или пузатый комод. Сейчас, слава Икее!, все поставляется в небольших пакетах и собирается на месте.
Квартал красных фонарей мне представлялся бесконечными улицами с девушками в окнах, светящихся красным. На деле кроме обычных заведений с видео и сомнительными живыми шоу, которых и в привокзальных районах Германии хватает, почти ничего не попалось. То ли было еще рано, то ли мы не свернули куда надо. Но казалось бы, квартал общим числом 400 окон не заметить трудно.
Это все были общеизвестные рассказы. А теперь правда-матка. Слава Амстердама очень, очень раздута.
Уже по прибытии на вокзал начинаешь подозревать, что Амстердам это скорее Европа в виде Бельгии (вспоминайте Льеж!), чем в виде Германии. То есть на вокзале грязно, тут и там мешающий ремонт, и нигде не купить перекусить. Поезда чумазые, тесные и полутемные, со старыми зелеными диванчиками из кожзама. После того, как и в Амстердаме оказывается все так грустно и нерадостно, аккуратные картинки Германии и крепкий чистый Дойче Бан приобретают особую ценность.
С выходом в город сказочный романтический образ Амстердама продолжает стремительно развеиваться. Ты попадаешь в невероятную толпу на главную туристическую улицу Дамрак, где отовсюду из мутных кафе орет музыка, продавцы заманивают купить свое сувенирное барахло, а очередной велосипедист старается задавить, стоит тебе зазеваться.
Сбежать куда-нибудь в сторону на тихую улочку от толпы не получится. Центр Амстердама пешеходно-небольшой и весь туристический. Там очень некомфортно ходить. Шумно, тесно, везде снуют люди, ездят велосипедисты, и пытаются проехать машины. Нужно постоянно крутить головой, чтобы не столкнуться и не попасть под колеса, лавировать в толпе и продолжать идти в потоке. Остановиться и оглядеться очень трудно. В голове начинает звенеть мысль: «Что же здесь за ад? Как амстердамцы тут живут?» А давнее желание побывать когда-нибудь в бурном неспящем Нью-Йорке признается ошибочным и поспешным.
Вот пара типичных улочек в центре.
В городе безусловный приоритет отдан велосипедистам. Пешеходы и тем более машины мало кого волнуют. Для велосипедов дорожки и общие с трамваями/машинами дороги, а пешеходам оставлен узкий тротуарчик или обочина. И не дай бог зайти к велосипедистам, обзвонят всего и если заденут, то поедут себе дальше ни в чем не бывало. Особый ад творится на светофорах, велосипедистам трудно тормозить и разгоняться, поэтому секунд за 10 до и после зеленого света для них они продолжают мчаться, только уворачивайся.
Вот улочка за пределами самого-самого центра. Там поспокойнее, но все равно нельзя расслабиться и надо идти черт-те где, сторонясь велосипедистов.
Это на одном из мостов. Трамваи, велосипедисты и пешеходы живут своей жизнью, не пытаясь организовать потоки.
Трамваи это вообще главный общественный транспорт в Амстердаме, они ходят по всему городу и имеют гибкую систему оплаты. Автобусов поменьше, а метро совсем бессмысленное в своей одной короткой ветке.
Также почему-то никто не рассказывает в своих туристических восторгах об Амстердаме, что на главной площади Дам перед королевским дворцом устроен сумасшедший парк атракционов «Содом и Гоморра». Шум и суета которого выливаются далеко на соседние улицы.
С наступлением темноты в Амстердаме отнюдь не становится тише. Народ снует по улицам и перемещается среди многочисленных кафе, ресторанов и клубов, которые живут словно последний день — так они норовят перекричать друг друга и оглушить прохожих музыкой. В один из дней мы уезжали в наш отель за городом около половины двенадцатого ночи и казалось, что в Амстердаме все веселье только начинается. Не представляю, как там живут люди.
Вообще, Амстердам похож на смесь Московского метро и Петербурга. Так же как и в метро здесь бесконечные потоки народа, и так же как Питер Амстердам продает себя всеми возможными способами. Повсюду зазывают на экскурсии по каналам и по городу, тут и там гроздями продают китайские сувениры, а невнятные музеи-магазины водки, марихуаны и секса заманивают туристов.
Из области названий. «Гауда» это не только сыр, но и такой городок в Нидерландах. А «Амстел» кроме пива еще и река, на которой стоит Амстердам. Потому город так и называется, означая «дамба на Амстеле».
Но возвращаемся к неизвестному. В Амстердаме невероятный китайский квартал. Раньше китайцы держали в Амстердаме торговлю тяжелыми наркотиками. Но после того как легкие наркотики легализовали и отделили от торговли тяжелыми, развязав на последние охоту, китайцы занялись ресторанами и акупунктурой.
Тут и там в витринах висят жутковатые тушки.
Китайский массаж. Заходите, открыто!
Внезапно вместо очередного ресторанчика китайский храм. Он самый настоящий, мы спрашивали.
Даже название улиц в китайском квартале дублируются иероглифами.
Вдруг живая кошка в витрине закрытого магазина. Острые зубцы здесь приделаны против сидения на подоконнике. Популярное решение!
Кроме китайских ресторанов общепит в Амстердаме плотно держат аргентинские гриль-бары. Цены на зажареное мясо весьма немаленькие, но это не мешает быть Стейк-хаусам на каждом шагу. Каждый второй из них хвастается надписями «у нас есть меню на русском». Русских в Амстердаме немеренно, отовсюду слышна русская речь. Кажется, что в Амстердаме всего много, кроме места и тишины.
Театралы в очереди у театра комедии.
Единственное приятное воспоминание от первого дня в Амстердаме это вот эти сверхпозитивные ребята. У них была тематическая вечеринка в стиле 70-х, и они высыпали на улицу из ресторана сфотаться на память, как раз когда мы там проходили. Случайный прохожий уже несколько минут пытался по их просьбе поймать всех в объектив старенькой мыльницы, поэтому они очень оживились и замахали, когда я в свою очередь нацелился на них.
Закончить я хочу тем, что в Амстердаме совершенно нет ничего особенного, зачем туда стоит специально ехать. Все, что вы там можете увидеть, вы уже видели сотни раз на фотографиях и хорошо знаете. И поверьте, на картинках он выглядит намного лучше, чем вживую. Вживую он очень нуждается в ремонте и расселении. Есть, конечно, такая вещь как атмосфера, но про это буйство жизни на узких улицах я уже все рассказал.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий