воскресенье, 7 апреля 2013 г.

Откуда берется свет в лампочке или «А не пожечь ли нам угля?»



Наши окрестности богаты кроме ученых и другими ископаемыми. Задолго до первых лохматых ботаников здесь начали добывать бурый уголь. И добывают его до сих пор в китайских масштабах. Если посмотреть на карту разработок, то Юлих просто зажат угольными карьерами. Коричневым там на картинке показаны действующие карьеры, а зеленым уже выработанные и восстановленные места. Ну то есть как восстановленнные, у себя выкопали новую яму, а за собой насыпали холм земли.


Там же на карте треугольничками показано перспективное расширение карьеров. Городки внутри зон стоят не по ошибке. Дело по добыче угля настолько прибыльное и влиятельное, что тускнеет даже священное право собственности. Города на пути ползущих карьеров расселяются, а железные дороги и автобаны с легкостью переносятся. Вот, например, одно и то же место в Шпенрате до и после операции «Нас здесь не было»; а также галерея уже покинутого городка, но еще до начала его демотажа.

Как шутят коллеги, если ты решил покопаться у себя в саду, то делай это темной ночью. Не дай бог наткнешься на уголь или старые римские камни. Не успеешь моргнуть, как у тебя на участке появится шахта или музей. Места тут еще и исторически богатые. Одни знакомые решили подновить у себя подвал, и, конечно же, быстро откопали римскую плиту. Теперь у них в подвале в полу государственный проем за стеклом, через который можно любоваться на подвернувшуюся старину.

На первый взгляд такое процветание довольно архаичной и грязной угледобычи в совершенно помешанной на зеленых технологиях Германии удивляет. Но на деле это единственное, на что действительно можно положиться. В своих попытках стимулировать развитие зеленой энергетики немецкое правительство дошло до того, что обанкротило несколько крупнейших в стране производителей солнечных панелей, а затем дотянулось и до Китая, обанкротив крупнейшего производителя в мире.

Для этого понадобилось всего два изящных маневра. Сначало правительство стало субсидировать установку солнечных панелей, обязавшись покупать все излишки энергии хозяйств и предприятий по фиксированной цене в течении десятка лет. Народ и фирмы пошли массово обзаводиться солнечными панелями, немецкие производители панелей неудержимо расти — красота, одним словом. Страна вышла на второе место в мире по солнечной энергетике, и это при постоянно заложенном тучами местном небе. Немецкий рынок для себя открыли китайцы и пошли страшно демпинговать. Немецкие компании попытались сопротивляться, но против вдвое меньшей цены им было не выиграть. Одна за одной местные фирмы стали банкротиться, а китайцы захватили поляну. Снижение цен еще сильнее подстегнуло установку панелей. В скором времени цена энергии на европейском рынке упала, но государство продолжало скупать излишки по фиксированной старой и теперь вдвое большей чем на рынке цене. Поэтому государство подумало и отменило обязательную скупку по фиксированной цене. Этим обратным ходом теперь убили уже китайцев. Ажиотажный спрос упал, и их панели оказались никому не нужными.

Ну а старый добрый бурый уголь от зеленых инициатив только выиграл. Под приговорки чиновников «это временное решение» растут карьеры и строятся новые углесжигательные станции. Уголь сжигают тут же не отходя от места. У каждого карьера стоит по несколько немаленьких станций. Их выхлоп видно и за облаками. Поскольку в институте мы официально относимся к энергетике, то месяц назад нас свозили на экскурсию к среднему облачку. Это облачко от станции Нойрат, ее последние два блока были введены в строй в августе 2012, что дает оператору RWE задирать нос и называть ее самой модерновой станцией в мире.

Здесь видна вся станция целиком. Новенькие блоки стоят по правую сторону и по мощности равны пяти старым слева. Станция вообще преподносится как неслыханная по мощности и эффективности и небеспокоящая газами даже канарейку. Из космоса вы ее, кстати, не увидите — о станции, строительство которой началось в 2006 году, до сих пор не знают ни Гугл, ни Майкрософт.

Для разогрева нас стали разить статистикой со множеством нулей. Для себя я вынес только то, что на станциях у них серьезный интернационал — повсюду таблички дублируются на турецком и польском, а также завидное обеспечение — наш экскурсовод была на «Порше».




Наконец, нас одели с головы до ног в ботинки с металлическими носами и каски, выдали радио-наушники и повели показывать достижения немецкой инженерной мысли.






Проникнув за ворота, по станции можно ходить свободно и одиноко. На станции победили машины, все работает, стучит и греется без участия человека. На всей огромной территории и внутри гигантских помещений нет людей. За все время мы видели только один погрузчик и несколько скучающих операторов в пультовой среди стен мониторов.

Выглядит все, конечно, по-немецки обстоятельно и аккуратно, приятно посмотреть. Но ни немецкий подход, ни станция с иголочки не могут скрыть ощущения принципиальной архаичности технологии «жечь уголь — крутить турбину», все это просто большая паровозная печка.






Уголь на станцию подвозят по железке. Чтобы прокормить такого гиганта, состав приходит якобы раз в восемь минут. Так что RWE принадлежит крупнейшая частная электрофицированная железка в Германии.






Старые блоки станции общей мощностью под 2 ГВт.




Жидкий металл Т-1000.






Корпуса у котлов высотой под 200 метров.






В помещениях бывает очень шумно, поэтому наушники работают и как беруши. И еще чем выше, тем становится по-настоящему жарко.




В зале с турбиной, ради которой и строится вся станция, все дрожит. Говорят, что эта турбина самая большая в мире.








Лестница с пролетами на пару сотен метров очень залипучая.




Выбрались на крышу котлов. Там все регулярно заносит паром от градирен, но виды на раскинувшийся индастриал отменные.






Излишки тепла от станции использует сеть Netto, выращивающая овощи в теплицах прямо под боком.




Телефоны здесь ловят на зависть.








В котельных все ровно присыпано угольной пылью, которую оттирают, покуда достают швабры.






Ходишь там словно в 3D-редакторе.




Котлы в отличие от турбин и градирен таким отдельным объектом-бочкой не представлены. Вся котельная это бесконечная высотка из труб.




В этих штуках из угля в зернах делают необходимый помол.






Заводы наводят тоску. Все огромное, несоразмерное человеку и неживое, превращающее тебя в незначительную деталь. Катастрофа в эти огромные железные залы приходить и работать каждый день. Но нащелкать кадров на выставку современного искусства здесь можно запросто.











Комментариев нет:

Отправить комментарий