воскресенье, 16 июня 2013 г.

Страсбург продолжается



В Москве сейчас трамвай сделали горячей темой. Мэрия и автомобилисты хотят убрать его нафиг и понастроить бессветофорных дорог прямо под окнами, но волосатые хипстеры сопротивляются и кивают на Европу. Дескать, там трамвай 50 лет назад массово повыпиливали, теперь приходится восстанавливать обратно, потому что альтернативы ему нет. Ну так давайте не повторять ту же ошибку, и сразу перейдем к следующему этапу переформатирования трамвая, пропустив отказ от него, говорят они.

Страсбург как раз один из таких городов, где трамвай появился в незапамятные времена, но в 60-е его убрали долой, посчитав, что автомобилей и автобусов людям хватит за глаза. Не хватило. Поэтому уже совсем в наши дни трамвай пришлось возвращать на улицы.


Восстановить трамвай, конечно, обошлось дороже, чем довести до ума имеющийся, какой бы он ни был негодный. При этом мэрия запросила самый современный космический дизайн, чтобы о старых дребезжащих медленных вагонах ничего не напоминало, и публика не испытывала предубеждения и бежала кататься. Но тот самый трамвайный звоночек оставили. Дрынь-дрыынь!
Трамвай в Страсбурге, кстати, такой же, какой используется в метро Порту. И как и в Порту, при дальнейшем развитии сети от первоначальных сверхкосмических трамваев отказываются в пользу не таких красивых, но более экономичных моделей. Хотя Страсбургу сохранить преемственность дизайна удалось лучше, на поверхностый взгляд новые трамваи почти такие же.




С метро трамвай в Страсбурге роднит система билетов, которые надо компостировать не в салоне, а на остановке. Продаются билеты в таких необъятных тумбах, что туда легко еще можно посадить женщину в чемпчике с газводой и мороженым.




Чтобы все было как у людей, кроме трамвая в Страсбурге развивают и велосипед. Но успехов пока не видно. Где-то на велосипеде вообще непонятно как ехать, а где-то ни для кого устраивают дорожки с двусторонним движением совсем в Нидерландах, и заставляют потесниться пешеходов.








Ударяться в транспорт так ударяться. Вот страсбургский светофор, который стройнее столба на котором висит.




Любимый у туристов способ увидеть Страсбург это водный трамвайчик: весь исторический центр лежит на острове, так что прокатившись по реке Иль (Ill, совсем как римская цифра три), можно охватить все исторические окраины.




Шлюз это двойное развлечение, туристы снаружи глазеют на туристов внутри, а те на них.




В одном месте для прохода трамвайчика приходится поворачивать мост. Для этого есть специальные люди в салатовых куртках, они вешают цепочку каждый на своем берегу и важно не пущают народ. Но все же целый день так будет скучно работать, поэтому пока корабль проходит шлюз, смотрители моста прибегают потрепаться с Капитаном Трамвайчика.




На речном трамвайчике можно доплыть почти до самого парламентского центра. Но вас там не выпустят :) Поэтому только обычный космический трамвайчик везет к евродепутатам. Местечко там, кстати, еще то. Окраина города, и все причитающиеся прелести вроде складов, сараев и заводиков. А с другой стороны сидят евробюрократы. Заборов и КПП нигде нет, поэтому бродить между зданиями можно свободно. Прямо по курсу европарламент.




В 2012 году Нобелевскую премию мира получил Европейский союз. Почти что сами себе присудили и теперь очень гордятся и хвастаются наградой.




Попасть во внутренний дворик шайбы можно свободно. На каждой колонне там в картинках рассказывается, как народ Европы из всех сил стремился к свободе, справедливости и единению. Под конец сюжетов «Солидарности», падения Берлинской стены или Бархатной революции в Чехии не хватает и идут кадры принесения свободы всем прочим народам. То есть можно было сделать круто и по-человечески, а получилась пропаганда и клюква.






В этом цирке находится знаменитый Европейский суд по правам человека.




Решения ЕСПЧ нравятся не всем, поэтому рядом на берегу речушки всегда стоит несколько протестующих палаток и плакатов (демократия!), где последними словами ругают судей, подсудимых и приговоры. При этом просто так ругать нельзя, на каждом протесте указано кто ругает, кого ругает, как с этим недовольным связаться и под каким номером идет его клокочущий протест.




Ну и для удобства тех же протестующих имеется карта, чтобы долго не искать конкретный институт.




Место, конечно, необычное, везде флаги и всякие думы, но ни одного тонированного мерседеса с мигалкой, милиционера или лежащего горизонтально на пузе галстука.




Кроме всех этих общеевропеейских институтов в том районе на длинной тихой аллее находятся представительства европейских государств, чтобы все дипломаты, значит, вместе были. Если не вчитываться в таблички, всё обычные пыльные пенсионерские домики с запущенными садами вперемешку с кабинетами докторов и нотариусов. Но не то дело российское посольство. Совсем не то! Отличнейший забор с позолоченными пиками, здание с иголочки и блестящими от чистоты окнами, стриженный по линеечке ножницами газон. Знатный во всех отношениях особнячок. Живут же люди! Висят объявления, что они к себе привозят всяких оперных звезд, виолончелистов и ансамбли казаков-акробатов. Но самое крупное объявление, что россиян с другого берега Рейна, из Германии, просят тут не беспокоить. К их услугам работают посольства за какую-то сотню-другую километров в Штутгарте и Франкфурте.




Но перенесемся от скромных дружелюбных российских дипломатов, горящих желанием помочь, обратно к Нотр-Даму, то есть Страсбургскому собору. Совсем как в Кельне, там на южную (правую) башню можно взобраться. Вот вашему вниманию аркбутаны, которые я давно пиарю вместе с контрфорсами.




Кусочек старого города. Тут не видно, но между ним и новыми серыми зданиями лежит один из рукавов Иль. На горизонте парламентский центр, чуть поближе неоготическая церковь, вдохновленная церковью святой Елизаветы в Марбурге.




Самый центр Страсбурга. Здесь так туристично, что все работает и в снег и в церковные праздники. Да-да, на начало апреля в наших краях пришлась снежная Пасха.




Старый Страсбург. Старыми, в общем-то, кажутся только мультичердачные крыши. Сами здания будто лет 50 назад турки построили, такой у них усредненно-немецкий вид. И поэтому на уровне улицы старина и оттененная веками красота совсем не ощущаются.



Внимание! Домик Ксавьера, который живет на крыше.




Наполедок горгульи двойного назначения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий